Трамвайный вагон Татра Т3 5319 Дарницкого трамвайного депо г. Киева.
Историческая информация

Технические характеристики:
Число осей - 4;
Длина вагона - 14 м;
Ширина вагона - 2,5 м;
Высота вагона - 3,05 м;
База вагона - 6400 мм;
База тележки - 1900 мм;
Тип двигателя - ТE 022;
Мощность двигателя - 4х40 кВт;
Мест сидячих - 36;
Мест всего - 110;
Макс. скорость - 65 км/ч.

Трамваи Tatra T3 выпускались чешским (правда, тогда это была Чехословакия) предприятием Татра-Смихов (ЧКД) начиная с конца 1962 года и до 1986 года. Благодаря, очень удачной конструкции, прогрессивной для того времени системе управления, а также приятному внешнему виду и удобному салону данный вид трамваев произвел фактическую революцию в трамвайных хозяйствах СССР на деле доказав, что трамвай это современный удобный вид транспорта. До этого в СССР использовались вагоны, более походившие на деревянные сараи с допотопным управлением, этот же вагон, в 60х годах более походил на технологическое чудо. Всего было произведено порядка 15 тысяч вагонов данного типа. Из них чуть больше 11 тысяч было поставлено в СССР из которых почти тысячу в Киев.

Первоначально, чехи выпускали для СССР именно двудверные вагоны, связанно это было с тем, что до конца 60х годов в нашей стране существовала "кондукторная" система оплаты проезда. Пассажиры заходили через заднюю дверь и оплачивали проезд кондуктору, сидящему в конце вагона (он сидел на самом последнем одиночном сидении по правому борту вагона), а выходили через переднюю дверь. Естественно, что на практике все выглядело иначе - многие выходили через заднюю дверь, а входили через переднюю (но, по воспоминаниям старожилов, почти все передавали деньги за проезд кондуктору). Данная система оплаты в Киеве была отменена в середине 60х годов, а повсеместно в СССР - где-то в конце 60х, и поэтому постепенно чехи отошли от поставок двудверных вагонов, сосредоточившись только на трехдверных. К сожалению, нашим трамвайщикам никогда не хватало мозгов (к сожалению, сейчас в этом направлении в большинстве хозяйств мало что изменилось) для рационального использования имеющегося подвижного состава и по этому, двух дверные вагоны старались выпускать на очень загруженные линии. Это сильно задерживало движение и вызывало справедливые нарекания со стороны пассажиров и неверное убеждение в том, что двудверные вагоны крайне неудобны. Я уверен, что при разумном подходе такой подвижной состав был бы полезен и сегодня.

Данный раздел посвящается единственному оставшемуся в "первозданном" виде в городе Киеве трамвайному вагону старой модификации - его парковый номер 5319. Справедливости ради, следует отметить, что была и еще более старая модификация вагонов - ее отличие от данной в том, что лобовое стекло было разделено на две части, а в кабине водителя переключатели и кнопки имели более старый дизайн. Первоначально это вагон был приписан к Куреневскому депо и был получен из Чехии примерно в 1966 году, ездил он скорее всего на 19 маршруте. В начале 70х, его передали в Дарницкое депо, где он и работает до сих пор (последний раз автор видел данный вагон на 33 маршруте вечером 1 апреля 2006 года). В Киеве остался еще один вагон выходящий на линии из данной поставки, но в процессе одного из ремонтов, он утратил свое узкономерное маршрутное окно. Кроме этого, еще как минимум один вагон используется в качестве учебного. Очень хотелось бы надеяться на то, что в Дарницком Депо (кстати, одному из немногих, где имеется нормальное руководство) данные вагоны не "порежут", а подвергнут серьезной модернизации (на подобие той, что выполняют для вагонов серии 59XX), сохранив при этом их конструктивные особенности.

К сожалению, нельзя здесь не сказать и о том, что на сегодняшний день, благодаря деструктивным действиям кучки дебилов во главе с уродом Омельченко и большому уму самих трамвайщиков трамвайное хозяйство Киева находится в ужасающем состоянии. Новые вагоны не закупаются и по этому, данный вид трамваев является основным в Киеве, правда, их общее количество сократилось более чем в два раза. Несмотря, на все это данный вид транспорта является очень востребованным даже в том ужасном виде, в котором он есть сейчас.

Фотографии вагона 5319 (сделаны автором 23 ноября 2005 года) - размер фотографий от 1.5 Мб:

Общий вид вагона - на конечной остановке 2 маршрута


Вид сзади - на ул. С. Стальского


Панель управления


Маршрутное окно


Вид салона

Ссылки на сайты с информацией о трамвайных вагонах Татра:



На главную страницу